Приветствую, уважаемые коллеги!
Хотелось бы представить вашему вниманию материал по моделям на период афганской войны.
- - Часть 1: Модели БТТ
- - Часть 2: Фигуры
- - Часть 3: Авиация
В первой части краткого обзора уделим внимание основной наземной техники, использовавшейся подразделениями 40-й армии в Афганистане в 1979-1989 гг., а также представим небольшую китографию по данной теме.
Продолжавшееся без малого 10 лет противостояние частей Советской Армии с одной стороны и вооруженной оппозиции с другой стало своего рода полигоном для отработки тактики противопартизанской войны. Советская Армия после первых неудач быстро освоила достаточно новый для себя способ ведения военных действий. Претерпел изменения и способ применения бронетехники. Из основной ударной силы, он превратилась во вспомогательную. Широкое использование противником легких противотанковых средств за неимением собственной бронетехники дало серьезную пищу для размышлений отечественным конструкторам. Остается только сожалеть, что опыт приобретенный в Афганистане, в силу далеких от военного дела причин, не был использован в дальнейшем. Что приводило к необязательным потерям, например на первом этапе Чеченской войны(1994-1996).
Начнем с танков. В течении всего конфликта основу танкового парка ОКСВА (Ограниченный контингент советских войск в Афганистане) составляли главным образом Т-62. В целом танки использовались весьма ограниченно, ввиду специфики театра военных действий. После вывода Советских войск значительная часть "шестьдесятдвоек" оставили в Афганистане. В качестве помощи старому союзнику Наджибулле... За следующие 12 лет эти машины умудрились повоевать и у талибов и у северного альянса. Да и в новой правительственной армии Афганистана пригодились. И сегодня они, модифицированные немецкими специалистами, состоят на вооружении.
Начнем с танков. В течении всего конфликта основу танкового парка ОКСВА (Ограниченный контингент советских войск в Афганистане) составляли главным образом Т-62. Более новые машины советское руководство отправлять в Афганистан не решилось. По некоторым данным, обкатку в условиях приближенных к боевым проходил Т-64, но дальше испытаний дело не пошло. Проблемы с совершенно новой силовой установкой не позволили применять новый танк. Да и перспектива возможного попадание в руки противника революцинно-новой машины вряд ли могло осчастливить советское военно-политическое руководства. Уже имелся печальный опыт конфликта на о. Даманский, где в руки китайцев попал новехонький, по тем временам, Т-62.
В целом танки использовались весьма ограниченно, ввиду специфики театра военных действий. В основном в качестве средства блокирования населенных пунктов и сопровождения крупных воинских колонн.
После вывода Советских войск значительная часть "шестьдесятдвоек" оставили в Афганистане. В качестве помощи старому союзнику Наджибулле... За следующие 12 лет Гражданской войны в стране эти машины умудрились повоевать в различных противоборствующих группировках=и у талибов и у северного альянса. Да и в новой, основанной при поддержке контингента ISAF, правительственной армии Афганистана пригодились. И сегодня они, модифицированные немецкими специалистами, состоят на вооружении.
Модель Т-62 производят Tamiya и Trumpeter. Но если именитая японская фирма предлагает скорей игрушку "по мотивам", причем разработки 70-х годов, то китайцы уже второй год производят весьма приличную модель машины, причем в нескольких модификациях. Особенно интересен нам "бровастый" Т-62M1, так как применялся в середине войны особенно широко.
Т-62, прошел глубокую модернизацию в 1983-1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; лазерный дальномер КТД-2; баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух. Введена гусеница от танка Т-72.
Т-62М-1 - вариант Т-62М с двигателем В-46-5М баллистическим вычислителем БВ-62 и лазерным дальномером КТ
И что, особенно приятно, афтермаркета на модель ну очень много.Причем от самых разных фирм. Здесь и металлические траки, и стволы и наборы фототравления.
Но танки, танками, а основной рабочей лошадкой оказалась первые и вторые БМП, включая специальную модификацию БМП-2Д. БМП-2Д была создана в КБ "Курганмашзавода" в 1981 году на базе серийной БМП-2 и в 1982 г. принята на вооружение Советской армии. Создание машины было продиктовано слабым бронированием, вследствие чего увеличивались потери наших войск в афганистане, так как душманы активно применяли крупнокалиберные пулеметы и РПГ.
БМП оснащена дополнительными стальными экранами по бортам корпус, стальными фальшбортами (5 секций на борт), закрывающими ходовую часть, и бронеплитой, смонтированной под рабочими местами механика-водителя и старшего стрелка. Боекомплект спаренного с пушкой пулемета увеличился до 3000 патронов. В результате всех этих изменений масса машины возросла, вследствие чего она утратила возможность плавать. Модернизация БМП-2 производилась на танкоремонтных заводах Минобороны СССР.
В полевых условиях на машины также устанавливалось и дополнительное вооружение, в частности крупнокалиберные пулеметы НСВТ "Утес" и автоматические гранатометы АГС-17.
Отметим, что, как правило, поверх основной защитный окраски на технику часто наносили камуфляжные пятна, как правило песочной расцветки. Пока обе машины, представлены фирмой "Звезда". Модель не для слабонервных, ибо как известно является перепаковкой юного Dragona'a. Но альтернативы БМП-2, пока к сожалению не предвидится.
БМП-1 от тех же китайцев из Trumpeter уже заявлена на текущую осень. Ждем и у нас в магазине. Тем более звездовская модель с производства снята.
Естественно не обошла стороной Афганистан и основная колесная бронетехника того периода БТР-60ПБ и БТР-70. Эксплуатация БТР-60 выявила серьезные недостатки двигателя, а также слабой защищенности десанта и постепенно машина заменялись на БТР-70, на которых уже был устранен ряд недостатков предшественника.
В ОКСВА бронетранспортеры использовались и пехотой и ВДВ и спецназом. Как и в случае с БМП в полевых условиях машины могли подвергаться небольшому "апгрейду". В целом, при грамотном применение отечественные БТРы за счет огневой мощи крупнокалиберного пулемета Владимрова смогли стать грозным оружием в противопартизанской войне. Впрочем, по отзывам механиков водителей проблемы с двигателем, особенно в условиях жаркого климата всегда оставались проблемой.
Более старые модели БТР-152 и БТР-40 активно поставлялись социалистическому правительству Афганистана.
С моделями БТР-ов же ситуация, к счастью, иная чем с БМП. Помимо "Звезды" этой темой небезуспешно начал заниматься в последнии два года и уже известный нам Trumpeter. Причем как в копийности, так и в собираемости 70-к и 60-к китайцы оставляют отечественного производителя далеко позади. Достаточно лишь указать, что помимо всего прочего модель снабжена детализованным интерьером и приличным количество фототравления, что оставляет огромный простор для творчества.
Также в этом году Trumpeter представил БРДМ-2. Как и в случае с с БТР-ми интерьер также имеет место быть. И весьма подробный.
Модель данной машин представляет особенный интерес. До недавнего времени ее воплощением в пластике оставалась достаточно древняя и до известной степени "дубовая" модель фирмы Dragon.
Среди прочей техники отдельно стоит выделить БМД-1. Афганская война стала "боевым крещением" данного типа машин. В декабре 1979 года соединения и части воздушно-десантных войск, осуществляя, по сути, самостоятельную воздушно-десантную операцию, высадились в Афганистане на аэродромы Кабул и Баграм и до подхода сухопутных войск выполнили полученные задания. Опыт использования боевых машин десанта БМД-1 и бронетранспортеров БТР-Д в Афганистане был не совсем удачным по причине самой специфике операции, которая проводилась, и поэтому недолгим. Тонкая броня днища и небольшая масса машин приводили к тому, что при подрыве на фугасах они практически разрушались на составные части. Более слабые противотанковые мины или полностью разрушали ходовую часть, или пробивали днище. Сразу оказались невозможность ведения огня по склонам гор и имела эффективность 73-мм пушек против местных домов, в особенности глинобитных стен. Поэтому большинство частей воздушно-десантных войск в Афганистане пересели на пехотную БМП-2.
БМД-1 знаменитого 345-го гвардейский парашютно-десантный полк оказались на аэродроме в Баграме уже в первые дни вторжения.
Модель БМД-1П уже довольно давно делает украинская фирма "Скиф". Со сборкой, что уж греха таить, придется помучиться. Отдельная тема - ходовая часть. Сборка траков, например, занятее для сильных духом и терпением моделистов. Но результат будет того стоить. Все таки основная боевая машина "крылатой пехоты" не может не привлечь своей элегантностью;)
Помимо самих моделей, в нашем магазине также представлены тематические наборы декалей на советскую бронетехнику периода афганской войны фирмы Bison Decals.
Советские танки в Афганистане |
Техника ВДВ в Афганистане |
Автор - Молочко Павел
Источник фотоматериалов
Вооруженные Силы Советского Союза 1946-1991/ ОВД
Каропка.ру
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам