Статья «Модели парусных кораблей – размышления по поводу истории и современного состояния ремесла» была общей зарисовкой к истории искусства создания моделей парусных кораблей. В этой статье я хочу более подробно рассмотреть отдельные периоды формирования этого искусства.
Для меня наиболее интересны два периода в истории судомоделизма. Которые, с моей точки зрения, внесли наиболее значительный вклад в формирование стилистических принципов работы мастеров-моделистов, технических и ремесленных приемов изготовления моделей парусных кораблей. И что самое важное, характерны высоким уровнем общественного признания значимости, как самой работы мастеров, так и уровнем оценки результатов их работы. В статье будут рассмотрены причины и основания, которые позволили этому искусству занять значимое место в культурной жизни стран, которые имеют богатую морскую историю.
Я начну с исторического периода, который охватывает 17-18 вв. Я уже писал в первой статье, что в это время все исторические условия и предпосылки выкристаллизовались в последовательные и целенаправленные усилия по созданию в Англии, Голландии, Франции, Испании регулярных морских парусных флотов и учреждений, которые занимались поддержкой боеспособного состояния этих флотов. Парусный флот в этих странах создавался в первую очередь как инструмент государственной политики. И использовался этими странами очень интенсивно в процессах формирования колониальных империй, обеспечения надежности морских торговых путей, постоянного расширения торговых операций между метрополиями и колониями.
Ставки в этой борьбе были чрезвычайно велики. Та страна, которая в данный момент занимала доминирующее положение в этих процессах, замыкала на себя ресурсы всего обозримого мира. Как пишут историки: «Богатство текло рекой в страны Европы». Вопрос был только в величине потока, который доставался каждой отдельной стране. И в обеспечении лидерства в мировой торговле, наличие и качество флота (торгового и военного) играло решающую роль. Та страна, которая имела самый мощный, боеспособный и эффективный флот, могла претендовать на мировое лидерство. Как она распоряжалась этой возможностью, это уже отдельный разговор. Пока я не написал ничего, что не было бы написано в любой исторической работе по истории Европы этого периода.
Каждая из стран, которые вступали в эту борьбу, искали свои способы и решения для обеспечения превосходства ее флота над флотом соперника. Так сложилось, что Англия (в том, что касается искусства кораблестроения) достаточно рано пошла по пути интенсивного и целенаправленного технологического и инженерного совершенствования корабля. Наряду с усилиями, которые прилагались к профессиональному обучению офицерского корпуса и матросов. Поиск возможностей по усовершенствованию способов проектирования кораблей, конструкции самих кораблей, способов и технологий их строительства и эксплуатации велся на всех уровнях государственной машины. От мастеров-кораблестроителей, до короля и первых лордов Адмиралтейства.
В качестве одного из вариантов такого совершенствования, который начал активно использоваться на верфях Англии в начале 17 века, мы можем рассматривать строительство моделей кораблей. Почему я пишу «Мы можем рассматривать»? Это связано с тем, что нет прямых и однозначных указаний на то, что модели строились в качестве заменителя полноценной проектной документации. Скорее всего, это была пробы такого способа визуализации образа будущего корабля. Наряду с ремесленным непосредственным опытом мастеров-кораблестроителей или чертежной документацией, в том виде, в каком она была принята в это время.
И эта «проба» в исторической перспективе оформилась в отдельное направление моделизма, которое сейчас принято называть техническим макетированием. И эти макеты до сих пор активно используются при проектировании кораблей.
Но создававшимся в это время моделям были присущи характеристики, которые были «чрезмерными» для использования их исключительно в качестве проектной и построечной «документации». Это, в первую очередь, наличие на моделях богатого декора. Второе. Присутствие «стилистичности» в противовес инженерной точности в воспроизводстве деталей и конструкции корабля, его копийности. Вот что пишет John Franklin в своей книге Naval Board Ship Models 1650-1750 по этому поводу: «Ставиться под сомнение тот факт, отображала ли схема набора Адмиралтейских моделей реально существовавшую в практике кораблестроения, иными словами "стилизованную", либо же упрощенную, разработанную модельных дел мастерами для постройки моделей копий.» Третье. Наличие моделей с поставленным стоячим и бегучим такелажем.
Но все эти «излишества» успешно и эффективно использовались для других целей. Цитата из книги Дэвида Ховарта «Боевые парусники»: « В 1607 году английский кораблестроитель Финеас Питт записал в своем дневнике: «Я приступил к работе над моделью, большую часть которой я сделал своими собственными руками. После дополнительной отделки, заключавшейся в основном в резьбе и раскрашивании, она была установлена в аркообразную раму, занавешена темно-красными шторами, и 10 ноября я представил ее Первому лорду Адмиралтейства в его кабинете в Уайтхолле». На Фото 1. Вы можете видеть Финеаса Питта.
Фото 1 |
То, что было «излишеством» для технического макета, становилось уместным в ситуации, когда модель использовалась мастером в качестве презентационной. На такой модели можно было дать исчерпывающие пояснения по поводу технических характеристик будущего корабля; прокомментировать возможные изменения размерений будущего корабля, а также изменения конструктивных элементов корабля, если таковые предполагались. Фото 2-5.
Фото 2 | Фото 3 |
Фото 4 | Фото 5 |
В эту эпоху внешний вид корабля, прежде всего его декоративное убранство, должно было олицетворять могущество и амбиции монарха, под чьим флагом плавал корабль. Видимо поэтому, декоративному убранству кораблей уделялось такое же пристальное внимание, как и его боевым и техническим характеристикам. А подчас значительно более пристальное, идущее в ущерб мореходным качествам корабля. На Фото 6-9 жертва такого подхода, и предмет интереса огромной массы современных туристов – шведский корабль Waza.
Фото 6 | Фото 7 |
Фото 8 | Фото 9 |
Использовались ли модели кораблей (вернее, тот декор, который был выполнен на моделях) в качестве образцов для выполнения декора на реальных кораблях? Использование прорисованных на бумаге карандашных эскизов резчиками на верфях в качестве рабочих образцов выглядит более логичным, чем использование для этих целей декора на модели. Но в ситуации демонстрации модели высокопоставленному заказчику или эксперту, последний мог получить о внешнем облике будущего корабля пространственное и целостное представление. Именно в такой ситуации наличие богатого декора на модели превращалось в преимущество такого способа визуализации.
Я хочу подчеркнуть здесь одно обстоятельство, которое характерно далеко не для всякой страны и эпохи. А именно тот момент, что английские монархи, аристократы и высшие чиновники Адмиралтейства лично и непосредственно были втянуты в процессы создания флота, в проведение военных и коммерческих операций, которые он проводил в различных регионах мира, а также получали прямые экономические дивиденды от проведения этих операций. От качества принятия решения на этапе создания корабля, не в последнюю очередь зависели преимущества английского флота в военную кампанию над флотом противника. И это обстоятельство делало государственных мужей заинтересованными знатоками, как искусства кораблестроения, так и ценителями искусства создания моделей кораблей. Так сложились исторические обстоятельства в Англии в этот период. Историческая мозаика сложилась так, а не иначе. Она могла сложиться иначе, если бы некоторые исторические условия формировались в этой стране по другому. Например, Голландия обладала не менее многочисленным флотом. Но пути, по которым формировались принципы кораблестроения, государственного устройства, менталитета нации и аристократии в Голландии были другими. И основным визуализатором достижений голландского судостроения стала голландская живопись. В том виде, в котором это имеет общемировую значимость и ценность. Фото Фото 10-13.
Фото 10 | Фото 11 |
Фото 12 | Фото 13 |
Для первых лиц государства оба эти искусства не были чем-то внешним, они понимали их значимость и тонкости изнутри. И такое пристальное и длительное внимание к этому аспекту государственной жизни со стороны монархов и аристократии, не могло не сказаться на формировании общественного отношения к нему. Не только как к искусству тонкому и изящному, но и как к значимому для процветания монархии и государства.
Я думаю, что именно отголоски этого отношения, наряду с высоким художественным уровнем исполнения и антикварным статусом, формируют цены на модели этого периода на мировых аукционах. На фото 14 Вы можете видеть Тома Перкинса, венчурного предпринимателя из США. Он стоит рядом с адмиралтейской моделью английского 90-пушечного корабля. Он был владельцем этой модели, но продал ее на аукционе за 1300000 фунтов стерлингов. Фото 15.
Фото 14 | Фото 15 |
Большую известность Том Перкинс приобрел как заказчик, один из создателей и как, теперь уже бывший, владелец самой современной и большой парусной яхты – «Мальтийский Сокол». Яхту и ее создателя Вы тоже можете видеть на Фото 16-20.
Фото 16 | Фото 17 |
Фото 18 | Фото 19 |
Фото 20 |
Все, что написано здесь, касается в первую очередь традиции создания моделей парусных кораблей в Англии 17-18 веков. То, что происходило с этим искусством, например, во Франции, тоже имеет свои особенности, исторические основания и причины. И не является само собой разумеющейся поступательной и непреложной в осуществлении историей. Сложилось, лишь потому, что для этого были такие условия. А не другие.
Судомоделизм, сформировавшись в недрах профессиональной деятельности, с течением времени смог стать явлением культурной жизни в странах с богатой морской историей. Сегодня он уже не опосредован только лишь целями и задачами практического кораблестроения. У судомоделизма появились новые возможности для развития, новые ресурсы для совершенствования ремесленных и технологических приемов. Поменялись основания и мотивация у тех, кто занимается судомоделизмом. С моей точки зрения в начале 20 века в Европе начали формироваться условия для качественно нового этапа в истории судомоделизма.
Я думаю, что наиболее существенное влияние на формирование характера этого этапа оказало сворачивание «большого» практического парусного судостроения. Культура большого парусного кораблестроения к началу 20 века практически стала «мертвой», музейной культурой. Что значит «мертвой»? Это значит, что основные сведения о принципах проектирования парусных кораблей, технологиях и приемах их постройки и эксплуатации перестали быть достоянием практикующих корабелов. Их носителями стали отдельные энтузиасты и, в какой-то степени, работники музеев и архивов. Носителями этой культуры стали не люди, а тексты. Поэтому я счел уместным определение «мертвая» культура, по аналогии с мертвыми языками.
Но такой огромный пласт человеческой культуры, как культура строительства парусных кораблей и хождения под парусом, не могла, видимо, просто так исчезнуть. В 20 веке начинается новая страница истории парусного судостроения. Его возвращения – в новом качестве. На Фото 21-23 Вы видите еще одно направление, благодаря которому культура парусного судостроения возвратилась в жизнь современного общества. Это корабли-новоделы.
Фото 21 | Фото 22 |
Фото 23 |
И, с моей точки зрения, судомоделизм играет в процессе этого возвращения не последнюю роль. Судомоделизм как общественное явление, а не как работа отдельных мастеров по созданию моделей парусных кораблей. Когда я говорю о судомоделизме, как об общественном явлении, прежде всего, имею в виду то обстоятельство, что нельзя рассматривать строительство модели отдельным мастером в отрыве от целого комплекса условий и обстоятельств. Именно эти условия и обстоятельства превращают работу по изготовлению модели, в возможное, значимое и доступное для созерцания событие. Событие, которое становится достоянием не только очень узкого круга друзей, коллег и заказчиков. Нельзя, если разделять такую оценку современного этапа развития судомоделизма. Это не приуменьшает значимость работы отдельных мастеров, создающих истинные шедевры. Которые достойны помещения в мировую сокровищницу судомодельного искусства, наряду с моделями, которые создавались двести, триста лет назад. Это просто фиксирует понимание условий существования современного парусного судомоделизма. Не выживания, а полноценного существования и развития. И это понимание может быть основанием для организации эффективных усилий по развитию судомоделизма как явления культурной и общественной жизни. Фото 24-26.
Фото 24 | Фото 25 |
Фото 26 |
И если говорить о ситуации, складывающейся вокруг возможностей для развития судомоделизма в России, Белоруссии и Украине, то все сказанное выше находит подтверждение в личном общении с мастерами и обсуждениях на различных форумах. Многие сетуют на отсутствие эффективной и адекватной архивной и музейной составляющей создания моделей. На отсутствие понимания со стороны потенциальных заказчиков по поводу оценки затрат на создание моделей, на непонимание значимости работы моделистов. На отсутствие интереса и знаний у широкой публики, которые позволяют ей адекватно воспринимать результаты работы мастеров. На отсутствие государственной политики в этой сфере. На отсутствие доступных и интересных площадок, на которых можно демонстрировать результаты работы моделистов. И массе других проявлений отсутствия на этих территориях целостного видения судомоделизма как явления культурной и общественной жизни. Явления, которое имеет внутреннюю логику и совершенно определенные условия для своего существования. Не те условия, которые являются предметом межличностной договоренности отдельных людей. А тех, которые определяются усилиями большого числа отдельных людей и их сообществ. Иногда, даже не подозревающих о существовании друг друга.
Автор - Виталий Анахин (navymast)
Город - Харьков.
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам