Предлагаем Вашему вниманию обзор строительства серии моделей корабля Голландской Ост-индской компании "Принц Виллем", 1651 г. постройки. Исходными материалами для работы над моделями послужила книга "ПРИНЦ ВИЛЛЬЕМ" корабль Голландской Ост-Индской компании 17 века" Германа Кеттинга.
Я приступил к работе над проектом в апреле 2007 года. Предполагалось, что одновременно будут заложены две модели этого корабля. Я планировал отработать на этой модели новые для меня технологии изготовления корпуса. Также хотелось сделать две модели в разных вариантах окончательного внешнего вида, чтобы посмотреть на реакцию заказчиков. Отсутствие в регионе постоянных выставочных площадок и удаленность от морских музеев, приводит к тому, что представления потенциальных заказчиков о внешнем виде модели парусного корабля формируются под впечатлением от просмотра картин, кинофильмов и фотоматериалов. Поэтому заказчики упорно консервативны в требованиях к внешнему виду модели парусника. Хочется сдвигать ситуацию, чтобы иметь возможность делать модели разными по внешнему виду. Также хотелось найти для модели этого корабля такое сочетание материалов, способов их обработки и окончательного внешнего вида, чтобы модель создавала ощущение созерцания реального корабля, вернувшегося из плавания.
Корпус делал по технологии А. Баранова, г. Одесса, которую он описывал на разных форумах. Она общеизвестна, поэтому не нуждается в подробном описании. Разъемная болванка была сделана из фанерного каркаса и заполнена сосновыми брусками, потом окончательно отшлифована. Скорлупу корпуса выклеивал не из сосновых реек, а из липовых. На мой взгляд, они больше подходят для этой цели. Липа более гибкая, мягкая и не скалывается.
Фото 1 | Фото 2 |
На Фото. 1 виден этап поклейки первого слоя по гидроизолирован-ной болванке. На Фото. 2 первая скорлупа снята с болванки и в нее вклеены черновые бимсы. На заднем плане видна болванка с частично готовым первым слоем скорлупы для второй модели. Обе модели строились с закрытыми орудийными портами нижней палубы, поэтому бимсы выклеивались сразу на уровне установки верхней орудийной палубы. Бимсы клееные из липовых планок, в три слоя, на шаблоне.
Черновая палуба набиралась из липовых реек. После окончания черновой палубы, вклеил вставки под круглые орудийные порты верхней палубы. После этого начал отделку бортов выше ватервейсов и палубы шпоном тика. Работал с этим деревом первый раз, выбирал на складе фирмы из большого количества образцов разных шпонов. Понравилась текстура, знал, что дерево использовалось в разное время на различные цели на реальных кораблях. Поэтому решил попробовать.
Клеил по методике А.Баранова. Шпон на "Момент". С зазором для палубы 0.3-0.4 мм. После наклейки всех реек шпона, отшлифовал, очистил от пыли и прошпаклевал. Шпаклевка - смесь черной акриловой краски и шпаклевки автомобильной "Янтарь". Потом, на следующей модели, пробовал шпаклевать просто густой краской - тот же результат. Сразу после нанесения шпаклевки, надо приступать к цыклеванию. Аккуратно убираем слой шпаклевки с палубы и удаляем мусор щеткой. Даем шпаклевке окончательно высохнуть. После этого можно шлифовать поверхность. Шлифовка шкуркой затирает пыль в поры дерева, проявляется текстурный рисунок. После шлифовки легко пройтись по палубе острой циклей.
Фото 3 | Фото 4 |
На Фото 3. результат. Это не сосновая серовато-белая палуба реального корабля, но есть эффект старого дерева. С этим надо еще работать, но результат мне понравился.
После окончания работ с палубой и шпонированием внутренних бортов, приступил к имитации шпангоутов внутри бортов. Устанавливал по местам обозначенным на чертежах. Материал - орех. На Фото 4 - верхние оконечности шпангоутов выше палубы.
Занимался внутренним пространством корпуса вплоть до установки палуб надстроек, декора на передней переборки бака и надстроек кормы.
Фото 5 | Фото 6 |
На Фото. 5 общий вид корпуса перед переходом на внешнюю сторону бортов. На Фото 6. - передняя переборка бака.
После завершения работ на внутреннем пространстве борта перешел на внешнюю часть борта. Сначала выклеил планки бархоутов, потом начал шпонировать пространство между бархоутами.
Фото 7 | Фото 8 |
Фото 9 |
На Фото 7 видна часть борта с наклееными планками бархоутов и досок обшивки. На Фото 8 - фрагмент обшивки внакрой. Выполнялась обшивка из шпона. По завершении работ в верхней части корпуса перевернул модель и занялся оклейкой днища. На Фото 9 - результат.
Фото 10 | Фото 11 |
Имитировал крепление досок обшивки медной проволокой - Фото 10, 11.
После завершения отделочных работ на бортах (установка обкладок пушечных портов, русленей, конструкции гальюна, гальюнной фигуры) покрыл весь корпус морилкой Pinotex.
Фото 12 | Фото 13 |
Результат - на Фото 12,13. После этого - изготовил орудия, установил их на верхнюю палубу.
Фото 14 |
Орудия - литье из сплава олова и свинца (Фото 14).
Фото 15 | Фото 16 |
Фото 17 |
Фото 18 | Фото 19 |
Когда был готов корпус (Фото 15-19), перешел к изготовлению и установке мачт.
Фото 20 | Фото 21 |
Фото 22 | Фото 23 |
Делал их из груши, натирал восковой мастикой. Стоячий такелаж свивал и х/б нитки и пропитывал морилкой (Фото 20-23).
После окончания работ на мачтах приступил к изготовлению рей и парусов. Реи делал из груши, окрашивал черной акриловой краской и пропитывал морилкой Pinotex.
Фото 24 | Фото 25 |
Фото 26 |
Паруса были сделаны из бязи, пропитаны клеевым раствором. Имитация соединений полотен в парус выполнена на швейной машине (Фото 24-26).
Фото 27 | Фото 28 |
Фото 29 |
В окончательном виде перед отправкой заказчику модель выглядела вот так - Фото 27-29.
Вторую модель из этой серии я делал аналогично, с использованием тех же технологий и приемов. Только в парусное вооружение были внесены изменения. Я свернул нижний ярус парусов.
Фото 30 | Фото 31 |
То, что получилось можно видеть на Фото 30-31.
В марте 2008 года на стапель была поставлена третья модель этого корабля. На ней я делаю открытыми орудийные порты нижней орудийной палубы - это основное конструктивное отличие третьей модели от первых двух.
Фото 32 | Фото 33 |
На Фото 33 - скорлупа с прорезанными орудийными портами и шпонированной внутренней частью борта. На этой модели все детали корпуса и рангоута выполняются из груши, планки обшивки, палубные планки - шпон тика. Я решил на этой модели уйти от традиционной цветовой гаммы на бортах. Я нашел в интернете ресурс, на котором была размещены статья о диораме острова Texel, Голландия. Внешний вид моделей, фото которых были представлены в статье, мне очень понравился. Поэтому решил использовать три цвета по внешнему борту.
Фото 34 | Фото 35 |
Фото 36 | Фото 37 |
На Фото 34-37 последовательно изменения на бортах по окраске. Зеленая - акриловая краска, средняя полоса - морилка из нескольких оттенков красного и оранжевого, нижняя полоса - битумный лак, разведенный уайт-спиритом. Днищевая часть выкрашена краской из аэрозоля. Маленький момент по имитации болтов крепления бархоутов. Модель будет стоять в офисном помещении. В той его части, которая немного затемнена. Поэтому я увеличил толщину бархоутов и диаметр заклепок, чтобы даже в приглушенном свете с расстояния просматривались контуры самих бархоутов и заклепки на них.
Фото 38 |
Гвозди крепления обшивки делал из медной проволоки. Фото 38.
Фото 39 |
На нижней палубе установлены орудия и палубное оборудование - Фото 39.
На модели огромное количество резьбовых элементов. Это делает модель интересной для заказчика и сложной для моделиста. Я резал все из дерева. На первых двух моделях из ореха, на третьей - из груши. Если придется делать эту модель еще раз, и удастся убедить заказчика в целесообразности делать элементы декора литьем, модель от этого только выиграет. Элементы декора нужно будет отливать и чернить.
Фото 40 | Фото 41 |
Фото 42 | Фото 43 |
Пока то, что вырезано по дереву выглядит так - Фото 40, переборка бака. Фото 41 - кормовые надстройки. Фото 42 - фигура гальюна. Фото 43 - обкладки портов, ступени забортного трапа, окантовка отверстий для проводки бегучего такелажа и т.д.
Фото 44 | Фото 45 |
Фото 46 | Фото 47 |
Фото 44 - 47 - декор кормы. Покрытие декора - первый слой морилка Pinotex, второй - битумный лак. Потом надо будет после высыхания пройтись несколько раз: шкуркой, покрыть опять, шкуркой, покрыть.
Все профильные планки на модели сделаны на фрезерном станке Проксон (опять большое спасибо А. Баранову за науку). Фрезы изготовлены из простого гвоздя при помощи молотка, точила и надфилей.
Работа над моделью приближается к этапу работы над рангоутом и такелажем. Как только работа на этом этапе завершится, я закончу обзор по построению этой модели.
Автор - Анахин Виталий, г. Харьков, Украина.
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам