Обзор модели фрегата “Берлин”

Свой первый фрегат "Берлин" в М 1:100 я построил давным-давно, в незапамятные 1980-е. Модель - а она была моей первой серьезной работой - неоднократно выставлялась на Всесоюзных конкурсах и даже взяла "бронзу" на Чемпионате мира 1993 года, в общем, сполна "отыграла" свое. Спустя добрых два десятка лет я вновь обратился к любимому прототипу - "Берлин" по-прежнему завораживал меня безупречными пропорциями и красотой декора, присущими старинному паруснику эпохи барокко. Нет, потенциал этого корабля определенно не исчерпан! На этот раз я решил отстроить фрегат в более крупном масштабе 1:50, который позволил бы лучше проработать резные украшения и мелкие детали, а значит, еще более приблизить модель-копию к роскошному оригиналу…

article57_text_image_1
фрегат "Берлин" - вид с кормы

Почему "Берлин"?

Даже при беглом взгляде на чертеж нетрудно заметить, как ладно скроен парусник, как эффектно подчеркивают элементы декора его характерный "летящий" силуэт с высокой кормой и гордо изломанной линией бушприта. Но эстетика и узнаваемость образа - далеко не единственные достоинства "Берлина". Будучи трехмачтовиком с полной парусной оснасткой, корабль, вопреки ожиданиям, не обладает высокой трудоемкостью. И в первую очередь, благодаря малым габаритам и небольшому количеству орудий (18).

article57_text_image_2
"Берлин": вид сбоку.

Последнее отнюдь не помешало "Берлину" на протяжении 10 лет считаться гордостью бранденбургского военного флота. В 1680 г. отряд из нескольких фрегатов, среди которых был и "Берлин", взял на абордаж 50-пушечный испанский корабль "Carolus Secundus", груженный барбантскими кружевами и тонким полотном. Захват крупнейшего торгового судна Испании стал громкой сенсацией - только одна распродажа груза с аукциона принесла в казну курфюрста Бранденбурга 100000 талеров!..

Добавьте к славной истории корабля полный комплект его чертежей из знаменитой "Голубой серии" (Р. Хоккель, "Рисунки и чертежи судов XVI-XVII вв.") - и портрет "Берлина" готов.

Конструкция корабля

Фрегат "Берлин" - типичное детище голландского судостроения конца XVII века. Об этом свидетельствуют закрытый палубой бак и высокая кормовая надстройка, украшенная ажурной резьбой. Особенностью архитектуры "Берлина" являлось отсутствие кормовых раковин (балконов) - их место занимали декоративные накладки.

article57_text_image_3
Кормовая оконечность "Берлина".

Фрегат имел сплошную среднюю палубу. Под палубой у бака находился канатный ящик, посредине - камбуз, а также несколько помещений для хранения корабельного имущества, провианта и бочек с водой. В носовой части средней палубы за фок-мачтой стоял большой якорный битенг.

Между фок и грот- мачтами располагались орудия и грузовой люк. Перед грот-мачтой были установлены кнехты для крепления ходовых концов бегучего такелажа. За грот-мачтой, у самой переборки находилась помпа. Рядом размещался большой шпиль, служивший для выборки якоря и поднятия грота-рея.

article57_text_image_4
Центральная часть корабля

На шканцы выходили двери капитанской каюты, перед которыми располагались колдершток и ящик с компасом, освещаемый с двух сторон масляными лампами. Здесь же, на шканцах, были установлены два дополнительных 4-фунтовых орудия.

article57_text_image_5
Кольдершток и пушка на шканцах.

"Берлин" имел полное парусное вооружение: по три прямых паруса на фок- и грот-мачте и латинский парус на бизани. Бушприт корабля нес вертикальную блинда-стеньгу и два прямых паруса.

Характеристики модели

Масштаб 1:50
Общая длина - 563 мм
Длина корпуса по ватерлинии - 446 мм
Максимальная ширина модели/ корпуса - 260/ 130 мм
Высота от киля до клотика - 526 мм
Осадка - 42 мм
Количество орудий - 18
Тип судна - легкий фрегат

Стилевое решение модели

Модель изготовлена с использованием ценных пород дерева при минимуме окраски. Штевни, перо руля, мачты и реи выполнены из горной груши; переборки, лафеты орудий, шпиль, помпа и некоторые предметы деталировки - из манилы. Для обшивки корпуса был взят шпон южного ореха. Якоря и фигура медведя на корме вырезаны из эбена. Модели "Берлина" присущ так называемый английский стиль: для лучшего обзора рангоута и палубы она не несет парусов.

Постройка модели

Изготовление корпуса

Поскольку длина модели в принятом мной масштабе 1:50 не превышала полуметра, выбор между наборным и долбленым корпусом быстро решился в пользу последнего. К сожалению, цельной штуки дерева подходящего размера под рукой не оказалось. А посему заготовка для корпуса была склеена эпоксидной смолой из брусков липы, чья древесина особенно легка в обработке. Возможно, кто-то предпочтет липе мягкую белоствольную березу или ольху? Что ж, дело вкуса. Однако с выбором клея экспериментировать не советую - при использовании ПВА очень велика вероятность того, что швы со временем заметно "поплывут".

Первая задача - придать полученной заготовке внешние обводы корпуса, вооружившись острым ножом и стамесками. Чтобы правильно вывести обводы, мне, кроме массы терпения, понадобились картонные шаблоны всех шпангоутов, показанных на чертеже. В итоге каждый из этих шаблонов "сел" на корпус как влитой - верный сигнал к тому, что обводы практически готовы.

После окончательного "выглаживания" и зашкуривания корпуса снаружи, я обозначил борт, аккуратно выбрав стамесками внутреннюю часть заготовки до уровня нижней палубы. Теперь предстояло прорезать пушечные порты - а это, пожалуй, самая ответственная часть работы над корпусом. Ошибки здесь недопустимы. Даже небольшая неточность в размерах или расположении портов может полностью убить самую лучшую модель. Поэтому я предпочел нанести на корпус карандашную разметку отверстий. После многократной проверки порты были аккуратно (с запасом) выпилены тонким лобзиком и доведены в размер с помощью бархатного надфиля. Тут же захотелось вклеить давно томившиеся в коробочках готовые детали корпуса - киль, штевни и, наконец, установить резьбовые втулки для посадки модели на декоративные штыри.

Следующий важный этап работы - изготовление привальных брусьев. Чтобы брусья вышли аккуратными, материал для них нужно подбирать особенно тщательно: он должен быть прочен и пластичен одновременно. Для этой цели хорошо подойдет древесина груши, клена, березы. Изготовленные из нее рейки легко изгибать на пару, подгоняя привальный брус "по месту". Перед окончательной установкой брус был затонирован черной тушью (как вариант, неплоха и морилка) и покрыт жидким матовым нитролаком…
Итак, за плечами вся черновая часть работы над корпусом. Пора приступать к его финишной отделке - обшивке борта досками. Как же быстро заготовить необходимое количество "пиломатериалов"? Чтобы каждая дощечка не давалась мне "потом и кровью", я решил использовать шпон темного ореха: он не только изумительно красив, но и хорошо гнется, а самое главное, практически не щепится при обработке. Впоследствии мне не пришлось жалеть о своем выборе. Нарезать готовый шпон на рейки оказалось значительно проще и быстрее, чем тонко напилить грушу, яблоню или тот же орех. Для имитации швов между досками с каждой рейки перед приклеиванием были аккуратно сняты фаски.

А теперь о самой технологии обшивки корпуса. Обшивку удобнее начинать сверху, а не снизу, как это принято на реальных кораблях. Предварительно борт расчерчивается на поясья обшивки. При разметке стоит учесть, что ниже ватерлинии обязательно появятся так называемые потеряйные поясья, которые придется вырезать по лекалам и особенно тщательно стыковать с соседними досками. Этот поход позволяет избежать режущих глаз неверных стыков обшивки у бархоута, так как последние поясья накладываются внизу корпуса, у киля, где вынужденные погрешности стыковки почти не заметны.

И, наконец, завершающий аккорд! На готовый корпус модели устанавливаем заранее обшитый шпоном транец с пропилами для окон…

Изготовление и монтаж палуб

Как известно, в мире нет ничего идеального. В полной мере это относится и к внутреннему профилю корпуса модели. А потому очередной этап работы пришлось начать с подготовки картонных шаблонов главной палубы, палубы бака, шканцев и крыши капитанской каюты. В первую очередь предстояло тщательно подогнать шаблоны к внутреннему борту, чтобы затем с их помощью выпилить основания палуб из авиационной фанеры.

Для палубного настила в М 1:50 были нарезаны рейки 4-мм ширины. О высоте реек - разговор отдельный. Рейки не должны быть слишком тонкими или настолько толстыми, чтобы при их настиле трудно было сформировать бимсовую погибь палубы. Для изготовления палубного настила оказался хорош клен, светлый и однородный по структуре и цвету. А чтобы сымитировать швы на палубе, торцы реек предварительно окрашивались черной нитрокраской. (Более жидкие красители - тушь, морилку и пр. - на мой взгляд, использовать не стоит: они могут пропитать слои дерева, из-за чего палуба будет казаться грязной.)

Готовые рейки были наклеены на основание цианокрилатом, после чего я вывел палубный настил вчистую - отциклевал, а затем отшлифовал поверхность "нулевкой". Особую аккуратность модели придал тонкий ватервейс из груши: он успешно скрыл все стыки, образовавшиеся при монтаже палуб.

article57_text_image_6
Вид сверху: компоновка главной палубы корабля.

Сам же монтаж палуб "Берлина" оказался процедурой несложной, но требующей строгого порядка.

Мне предстояло:
1. вклеить главную палубу;
2. на нее установить переборку и деталировку (люки, битенги, шпиль, помпу), а также точеные из латуни орудия на лафетах;
3. вклеить палубу бака и шканцы с предварительно установленными рустерными решетками;
4. изготовить и установить переборку капитанской каюты;
5. вклеить палубный настил над каютой;
6. установить легкие ограждения на корме и шканцах;
7. завершить борт планширем и собрать релинги гальюна.

article57_text_image_7
Вид сверху: компоновка главной палубы корабля.

А впереди уже маячила по-настоящему творческая работа -

Изготовление резного декора

…Качество резных украшений - вот то, что определяет успех или неуспех модели такого корабля, как "Берлин"! Согласно эстетическим веяниям своей эпохи, фрегат отличался особой изысканностью и богатством декора. Неудивительно, что изготовление многочисленных элементов последнего стало не только самой кропотливой, но и самой ответственной частью работы над моделью. Практически все они вырезаны из плотной, исключительно удобной в обработке груши и не имеют окраски.

article57_text_image_8
Носовая фигура "Берлина".

Переднюю часть гальюна завершает резная фигура льва. Еще насыщеннее декор кормы корабля: по бортам - фигуры воинов, сверху - фигуры львов и витиеватые растительные узоры, которые венчает ажурный кормовой фонарь. Нижний подзор поддерживают многочисленные кариатиды. Центр кормы украшает старинный герб города Берлина - черный медведь на белом поле. Кстати, материалом для фигуры медведя послужил экзотический эбен.

article57_text_image_9
Украшения кормы.

Вы спросите: а стоит ли овчинка выделки? Почему бы, скажем, не предпочесть резьбе по дереву пластиковое литье? Что ж, и это вариант. Не стоит забывать, что лишь хорошо исполненная резьба способна превратить корабль в произведение искусства. Если же она окажется не по силам, лучше сделать мастер-модели, снять формы и отлить украшения из полиэфирной смолы или быстротвердеющей пластмассы. Такой подход оправдан и тогда, когда декор модели включает множество одинаковых элементов.

Пластиковые украшения можно легко довести до кондиции с помощью мелких резцов и надфилей: удалить литники, глубже прорезать рельефные линии. Вообще пластик - весьма благодарный материал. В отличие от дерева, он способен стерпеть мелкие неточности. Что-то можно подшпаклевать, что-то доклеить, ведь пластиковый декор изготавливается исключительно под окраску. Но существует и оборотная сторона медали. Золоченые украшения зачастую смотрятся дешево и мишурно, особенно если сама модель, как наш "Берлин", выполнена в натуральном цвете дерева, с минимумом окраски.

Изготовление и установка рангоута

Вырезать древки мачт и реи, а затем придать им необходимую конусность с помощью напильников - единственная технологическая операция, не требующая комментариев. Зато вопрос о том, как лучше изготовить круглые ограждения марсов, несомненно, достоин обсуждения. Первое, что пришло на ум, - выточить деревянные кольца ограждений на токарном станке. Правда, несколько смущали большой диаметр заготовки и хрупкость детали. В итоге было найдено более изящное решение. После нескольких минут кипячения распаренная планка из груши была намотана на круглую оправку и жестко зафиксирована до полного высыхания. Через пару дней у меня имелась отличная заготовка для марсовых ограждений - деревянная спираль, из которой оставалось вырезать кольца нужного размера.

Чтобы рангоут получился ровным, я не стал рисковать и начал с предварительной сборки и "примерки" мачт на модель. Сперва к колоннам мачт были приклеены марсы, а к стеньгам - салинги. Теперь предстояло проверить правильность монтажа: собранная (но пока не склеенная) мачта обязательно должна быть прямой, а все три мачты и стеньга бушприта, установленные в корпус модели, должны находиться в створе. Убедившись в этом, смело вклеиваем колонны мачт и бушприт в степсы...

article57_text_image_10
Вид спереди на модель: мачты в створе

Проводка такелажа

Если на моем рабочем столе появились нитки двух цветов - черного и цвета пеньки, значит, пора приступать к изготовлению такелажных снастей. И первые в этом списке - ванты. Разумеется, к моменту их установки я уже подготовил необходимые мелочи: выточил юферсы (для каждой мачты своего размера); выгнул из стальной проволоки оковки юферсов и путенс-ванты и даже заворонил гвоздики и металлические детали.

article57_text_image_11
Кормовая часть модели: грот-ванты на переднем плане.

В дальнейшем пришлось придерживаться обычного порядка проводки стоячего такелажа на трехмачтовом парусном корабле:
1. установить и обтянуть юферсами нижние ванты на всех мачтах;
2. оклетневать передние вантины на фок- и грот-мачтах и задние на бизань-мачте;
3. ввязать выбленки специальным узлом, используя в качестве кондуктора полоску бумаги;
4. наложить на топы мачт и обтянуть заранее свитые из нескольких нитей штаги;
5. после установки нижних вант и штагов вклеить стеньги с салингами;
6. установить на марсах юферсы и вант-путенсы;
7. попарно (как и при установке нижних вант) наложить петли стень-вант на топы стеньг;
8. обтянуть стень-ванты юферсами и поставить на нижние ванты (под марсами) швиц-сарвени, компенсирующие тягу вант-путенсов;
9. наложить и обтянуть стень-штаги с учетом мест их крепления на марсах;
10. установить флагштоки на стеньги, и, наконец, обтянуть фордуны на мачтах корабля.

article57_text_image_12
Грота-марс фрегата "Берлин".

Теперь оставалось "всего ничего" - провести бегучий такелаж, следуя рекомендациям популярной книги Р. Хоккеля "Постройка моделей судов XVI-XVII вв." (Л.:Судостроение, 1972). Упомяну лишь, что для установки бегучего такелажа на "Берлине" было вырезано около 300 деревянных блоков различной формы и сложности! А чтобы работа не стояла из-за отсутствия того или иного блока, пришлось предварительно составить их полный перечень с указанием размеров и количества.

Заключение

Итак, модель "Берлина" завершена, и у нас появилась замечательная возможность сравнить два варианта ее исполнения - в М 1:100 и М 1:50.

Разумеется, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Главное преимущество М 1:50 - возможность детальной проработки украшений и сложных узлов. Например, рустерных решеток и пушечных лафетов с брюками и откатными талями. Вторым плюсом крупного масштаба является витой такелаж. Свив канаты из нескольких нитей, намного проще соблюсти нужные толщины такелажных снастей, да и выглядит такой такелаж весьма реалистично. Добавим к этому легкость изготовления самых мелких деталей (юферсов, блоков, элементов рангоута) и результат налицо! Это зрелищная модель с высокой степенью копийности и солидными габаритами. Как теперь принято говорить, "интерьерная" работа.

article57_text_image_13
Общий вид модели.

Другое дело - модель-"игрушка" в М 1:100. Объем работы над ней не так уж велик. Ее козыри - изящество, миниатюрность, виртуозность исполнения почти не видимых глазу мелочей (гвоздиков, нагелей и пр.). Парадокс, но мелкий масштаб требует от автора модели значительно больше опыта и мастерства. Стоит чуть ошибиться в пропорциях, в размерах какой-то детали или толщине ниток для такелажа - и корабль превращается в грубый китч. Вместе с тем, именно мелкий масштаб дает шанс создать настоящий судомодельный шедевр! Особого искусства и терпения в М 1:100 требует проводка такелажа без существенных упрощений: это действительно "тонкая" работа, сродни плетению паутины. Стоит ли эта игра свеч - решать Вам!..

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld