XIII Чемпионат мира по стендовым моделям-копиям кораблей.

Как быстро летит время! Еще недавно все мои мысли были заняты подготовкой к очередному XIII Чемпионату мира в судомодельных классах "C", и вот это главное спортивное событие года - уже история… Торжественно спущен флаг NAVIGA - он больше не украшает стены величественного форта Ревелин на побережье Адриатики; разъехались по домам гости и участники соревнований. А значит, пришла пора поделиться яркими впечатлениями и подвести итоги недавнего мирового первенства. Но обо всем по порядку…

Страна проведения

…Перевалив через Далмацкие Альпы, наш автобус неожиданно выскакивает на морское побережье. Еще несколько часов пути вдоль изрезанной береговой линии, и мы в хорватском Дубровнике, столице нынешнего чемпионата. Горы здесь смыкаются с кристально чистым морем, а седое прошлое с настоящим. У древних крепостных стен "припаркованы" десятки новеньких прогулочных яхт, рядом неспешно проплывают старинные парусные корабли: катают туристов.

article34_text_image_1 article34_text_image_2
article34_text_image_3

По откидному мосту, пройдя мимо караульных с пиками и алебардами, попадаем в сердце Дубровника - средневековый Страдум. И сразу окунаемся в неповторимую атмосферу города-памятника. Летом главная улица Страдума превращается в сценические подмостки для профессиональных актеров и музыкантов. Льется скрипичная музыка, мимо движется яркое карнавальное шествие…

article34_text_image_4

Здесь, на площади у церкви Св. Влаха, и состоялась торжественная церемония открытия чемпионата. Участников мирового судомодельного форума приветствовал сам Президент Хорватии Степан Месич. В заключение нам показали эффектное шоу - морской бой с участием пиратского галеона и каракки.

article34_text_image_5 article34_text_image_6

Конкурсная экспозиция

Однако чемпионат - это не только праздник, но и арена напряженной спортивной борьбы. В состязаниях, проходивших в стендовых классах С-1/С-7, приняли участие 233 модели из 15 стран, в основном европейских государств, где искусство корабельной миниатюры имеет давние и основательные традиции. Среди старожилов мирового первенства, не обошедших своим присутствием Дубровник, - Германия, Франция, Голландия, Чехия и, конечно же, известная изяществом своих моделей Италия.

article34_text_image_7 article34_text_image_8

Больше всего конкурсных работ на суд международного жюри представили Польша (31), Румыния (30), Беларусь (29) и Болгария (26). В этом году на чемпионате можно было увидеть немало хорватских парусников (17). Это ничуть не удивляет: страна проведения соревнований всегда заботится о представительности собственной экспозиции, включая в нее все мало-мальски заслуживающие внимания работы.
Украина, славная своей судомодельной школой, на этот раз заявила на конкурс 15 работ (меньше, чем обычно, но все - достойного качества). Новыми игроками на поле NAVIGA стали спортсмены Сербии и недавно получившей самостоятельность Черногории: их корабли впервые "заплыли" на соревнования столь высокого ранга.
Но что за чемпионат мира без блистательных китайских моделей? Достаточно сказать, что из 23-х работ, которые привезла в Дубровник сборная Китая, 16-ти(!) были суждено стать "золотыми". Кстати, Китай оказался не единственной азиатской страной на мировом форуме. Очень убедительно, на мой взгляд, выглядел стенд Узбекистана: 8 интересных экспонатов, из них половина новых.

article34_text_image_9

Российские спортсмены делегировали на чемпионат 6 моделей различного уровня исполнения и сложности. Немного, однако, по сравнению с прошлым чемпионатом мира в классах "C" (Франция, 2004 г.) - несомненный прогресс. Тогда до провинциального городка Шатеаулин в далекой Бретани доехала всего одна российская модель, но зато какая! Корабль "Марс" В. Стефановича (г. Санкт-Петербург) стал одной из лучших работ прошлого мирового первенства. Забегая вперед, скажу, что автор "Марса" привез в Хорватию не менее серьезную композицию "Торпедные катера", которая завоевала золотую награду Чемпионата мира-2006 в категории С-3A.

article34_text_image_10

А теперь давайте вместе пройдемся по сумрачному залу средневекового форта Ревелин, где проходили состязания…

Класс C-1 (модели парусных судов) как всегда оказался самым многочисленным, объединив 48 конкурсных работ из 10 стран. Несмотря на то, что за почти сорокалетнюю историю чемпионатов NAVIGA появилось много новых стендовых классов, популярность C-1, старейшего из них, не убывает. И дело тут не только в количестве моделей - постепенно растет общий уровень экспозиции, обостряется конкуренция в призовой группе, а перед судейской бригадой встает дилемма выбора лучшего из равных. Как следствие, жестче становится судейская оценка. Стоит ли удивляться, что в этом сезоне группа "золота" в C-1 оказалась сравнительно небольшой - всего 5 моделей?

article34_text_image_11

Лидерство в классе уже третий год подряд удерживает внушительный "Цесаревич" украинского мастера С. Постыкина. Отдельные недочеты модели в виде отлитых из пластика орудий и юферсов меркнут в сравнении с общим объемом работы и уровнем ее исполнения. К тому же прототип, по которому создавалась модель, весьма интересен с точки зрения корабельной архитектуры. Оказывается, "Цесаревич" - один из последних парусных линейных кораблей, имевший, наряду с парусным вооружением, вспомогательную паровую машину и винтовой движитель.

article34_text_image_12

Вторая строчка в протоколе С-1 досталась дебютанту - фрегату "La Venus" французского автора Celle Lucien. Несмотря на нарочитую декоративность, вызвавшую неоднозначную реакцию судей, этой модели удалось оттеснить на третье место старую, но весьма добротную китайскую работу - "Виктори" в исполнении Z. Guo Cheng. Глубина и тщательность проработки "La Venus" все-таки перевесили над спорным стилевым решением модели (шелковые паруса, мишурный блеск отполированной бронзы).

article34_text_image_13 article34_text_image_14
article34_text_image_15

И еще о двух удачных дебютах в С-1. Золотых наград чемпионата удостоены линейный корабль "Св. Евстафий Плакида" (автор - А. Меркушев, Украина) и галеас "La Royale" в исполнении чешского мастера Й. Копецкого. Последний заслуживает особого внимания: отличную модель парусно-гребного судна, а тем более галеаса, на международных соревнованиях встретишь нечасто. Причина - в высокой сложности подобных работ, и "La Royale" в этом смысле не исключение. При первом же взгляде впечатляет объем резного декора и количество рустерных решеток, закрывающих всю палубу корабля. Автор показал мельчайшие подробности конструкции судна: как хорошо проработаны, к примеру, банки для гребцов!

article34_text_image_16

Совсем немного не дотянули до "золота" великолепные модели фрегатов "La Flore" (Франция) и "La Renome" (Италия). Что поделаешь? Чуть проще прототип, чуть прозаичнее исполнение (например, ярковатая окраска резных украшений на "La Renome") - и путь к золотому пьедесталу чемпионата закрыт…

article34_text_image_17

После нескольких лет упадка класс С2 (модели судов с механическим движителем) подает повод для умеренного оптимизма: 32 участника, 12 стран! Благодаря усилиям руководства NAVIGA и непосредственно лидера секции "C" Дитера Матишека, класс наконец-то ощутил приток свежих сил. Лучшее подтверждение тому - новые имена в группе "золотых" призеров С-2. Среди открытий чемпионата - китайская модель научно-исследовательского судна "Hang Jun 4002", буксир "Kapitan Poinc" польского автора K. Blajda, броненосцы "Слава" и "Ретвизан", сделанные молодыми моделистами из Беларуси. Однако о том, что класс переживает "второе рождение", говорить пока рано. Тройку лидеров в этом сезоне составили старые, хорошо известные завсегдатаям чемпионатов NAVIGA, модели. И первый по ранжиру, разумеется, знаменитый "Дибрар" А. Разумовского (Узбекистан). Сказать, что эта работа хороша - значит, не сказать ничего. Долгие годы "Дибрар" считается точкой отсчета, эталоном судомодельного мастерства, и недаром. Эта модель в М 1:75 потрясает доскональностью исполнения самых мелких узлов - вплоть до разводки всех электрических кабелей на мачтах корабля.

article34_text_image_18

Второе "золото" в С-2 досталось "Vesuvio" итальянского мастера S. Sassaroli, а третью строчку в протоколе по праву занял немец P. Sager с моделью исследовательского судна КИЛ-926. Обе эти работы отличает высокая копийность - и не только благодаря чистоте исполнения, но и за счет точной передачи всех материалов конструкции (канаты на моделях выполнены из стали и нейлона; антенны, как и положено, медные и т.д.).

article34_text_image_19 article34_text_image_20
article34_text_image_21 article34_text_image_22

Многоплановый по своей структуре класс C-3 (диорамы, разрезы, детали) радовал взор разнообразием экспозиции - 33 модели из 10 стран.
Первое место в С-3A (верфи и диорамы) и золотую медаль получила моя старая работа "Бриг Меркурий и яхта". Вторым стал ряд судов в отличном исполнении В. Стефановича (Россия) - торпедные катера времен СССР, выстроенные по точным заводским чертежам кораблей-прототипов. Тройку "золотых" призеров замкнула внушающая уважение своими габаритами "Победа" (автор С. Карпик, Беларусь).
Класс С-3B (суда из натурального дерева в его естественном цвете и фактуре) медленно умирает, и этот спортивный сезон не был исключением: всего три участника, ни одного "золота". Печально, если С-3B повторит судьбу класса С-3С (модели судов по ватерлинию), который последние годы вообще не разыгрывался.
Зато С-3D (части судов, фрагменты, разрезы) в этом году преподнес приятный сюрприз. Высшую оценку чемпионата - 100 баллов из 100 возможных (!) - получила английская королевская яхта "Caroline" замечательного мастера Джузеппе Томболези (Италия). Эта, без преувеличения, уникальная модель, строилась 11 долгих лет. Сколько же авторского терпения и таланта вложено в витиеватый резной узор, в каждую дощечку палубного настила, в самый мелкий гвоздик! Выполненная в М 1:24, "Caroline" имеет очень высокую степень детализации. Сложность работе добавляют частично снятые доски обшивки корпуса и верхней палубы. При этом для обзора открывается вся внутренняя "начинка" старинного парусника - шпангоуты, бимсы, кницы и прочие элементы конструкции корабля.

article34_text_image_23 article34_text_image_24

Совсем немного - на 1 балл - отстала от королевской яхты новая работа именитого итальянца, корабль "L'Ambitievx". Две модели маэстро Томболези что родные братья. Тот же безупречный адмиралтейский стиль с минимумом окраски, та же филигранность резного декора…
Окончательно подпав под обаяние итальянских парусников, судьи практически единодушно отдали третье "золото" С-3D 64-пушечнику "Le Fleuron" работы Franco Guerrieri.

article34_text_image_25

В большинстве классов С4 (миниатюрные модели) традиционно лидировали китайские спортсмены. Исключением стал класс С-4A (парусники-миниатюры), в котором Китай представил всего одну работу, да и то не лучшего качества. Первое место в С-4А и серебряную награду получил парусный фрегат "Берлин" в М 1:250 (автор B. Costin, Румыния), не дотянувший до "золота" всего 0,33 балла.
В С-4В (современные суда) сильнейшей была признана китайская модель "Yuan Wang III" работы X. Yiqiang, сразившая судей мелким масштабом 1:800 при исключительно аккуратном исполнении. Но впереди бригаду рефери ожидал еще больший сюрприз, когда в С-4С неожиданно обнаружилась модель-близнец "Yuan Wang III", выполненная по ватерлинию - тот же прототип, масштаб и даже автор работы! Господин Yiqiang включил подсветку иллюминаторов и ходовых огней и - о чудо! - у 3-мм вертолета завращался винт. Эффектно, не правда ли? Результат рекламного хода получился соответствующий: 99,67 балла и абсолютное "золото" в С-4С.

article34_text_image_26 article34_text_image_27

Засилье китайских работ испытал на себе и класс С-5 (модели в бутылках). Сборной Китая были отданы все 7 золотых медалей С-5. И, надо признать, заслуженно! Фантастически длинное и узкое горлышко китайских бутылок никак не повлияло на качество модельной работы. При осмотре "тары" моя лупа оказалась бесполезной: швы, неизбежные при склеивании стекла, отсутствовали. Как выяснилось, эти сосуды - настоящие произведения искусства - делали вручную, на заказ, по размерам каждой модели. Для убедительности на стол судейской комиссии легла толстая пачка фото, на которых были запечатлены этапы монтажа модели в бутылке. Технология сборки оказалась единой для всех "золотых" работ. Корабль собирался из 4 долей; затем вклеивалась верхняя палуба с заранее установленными мачтами. Несмотря на то, что большинство китайских моделей имело одни и те же плюсы и минусы, первое место в С-5 было отдано барку "Седов" в исполнении G. Xiang. При сравнительно крупном масштабе 1:540 и длине корпуса около 200 мм барк удалось поместить в сосуд с диаметром горлышка всего 12 мм!

article34_text_image_28

Вопреки прогнозам скептиков, классы С-6 (модели из пластиковых наборов) стремительно набирают силу. По сравнению с прошлым мировым первенством, количество участников в С-6A (пластиковые модели без дополнений) увеличилось почти вдвое. Однако из 17 конкурсантов лишь два были удостоены золотых наград: эсминец "Современный" (автор Shi Hui, Китай) и линкор "King George V" в моем исполнении.
Растет как на дрожжах и класс С-6B. Его "изюминка" - в грамотной доработке промышленных наборов из пластика. По накалу спортивной борьбы С-6B (41 участник, 11 стран) сегодня сравним разве что с основным стендовым классом C-1. Все модели "золотой" группы С-6B (8 работ) не уступают в детализации лучшим миниатюрам из С-4. Что же заставляет опытных спортсменов с головой уходить в "пластики"? С одной стороны - возможность показать свой уровень, улучшив готовый набор деталей, с другой - желание получить красивый и сравнительно быстрый результат.

article34_text_image_29

Несколько слов о призерах. Первую строчку в турнирной таблице C-6B прочно удерживает победитель прошлого мирового первенства - китайский "Бисмарк" (автор Z. Guo Sheng). И немудрено. Пластиковый набор сыграл роль фундамента, на котором возвели новый шикарный "дом". От набора остались лишь самые крупные элементы: корпус, надстройки, башни, трубы. Вся деталировка на палубе изготовлена заново, мелкие детали вытравлены по технологии Photo Etch, а сама палуба заменена на дощатую деревянную. Спаяны фермы кранов, до винтика проработаны катера и самолеты - рука мастера прошлась по каждому элементу модели.

article34_text_image_30

Второе "золото" получила моя модель "Le Superbe". Отрадно, что этому старинному паруснику удалось разбить ряды современных военных кораблей, доминирующих в классе. Третье место разделили между собой конкурсанты, набравшие одинаковый балл: "Миссури" Юрия Новака (Украина), "Отличный" в моем исполнении и китайская модель "Hang Zhou 136". Кстати, две последние работы имеют один и тот же, очень популярный сейчас прототип (эсминец проекта 956), но выполнены в разном масштабе.

article34_text_image_31

И, наконец, С-7 (картонные и бумажные модели). В классе С-7A, который переживает не лучшие времена, было выставлено всего 9 работ, причем 7 из них белорусами. Первого "золота" был удостоен фрегат "Gen. K. Pulasky" белорусского мастера О. Хотько; второе досталось дебютанту - "Шеффилду" А. Слипченко (Украина). Но если состязания в С-7A, где соревнуются модели-склейки без дополнений, можно в шутку назвать открытым чемпионатом Беларуси, то класс С-7B в этом сезоне оказался как никогда представительным - 19 участников из 5 стран. Удивила и непривычно большая для этого класса группа "золота" (7 моделей), однако за призовые места в основном боролись украинские и польские спортсмены.

article34_text_image_32 article34_text_image_33
article34_text_image_34

По сложности прототипа и, как следствие, объему работы не знала себе равных "Аризона" Е. Еременко. К тому же автору модели вполне удалось "укротить" такой капризный материал как картон, показав безупречное качество исполнения самых сложных узлов: мачт, орудий, катеров, шлюпок. Идеально выведен и достаточно габаритный корпус "Аризоны" - никаких прогибов, деформаций, будто и впрямь стальной… В тройку лидеров с небольшим отрывом друг от друга также вошли А. Слипченко ("Адмирал Ушаков") и польский мастер R. Kijak с крейсером "Аляска". Впервые золотой награды в С-7B удостоен парусник - китайская модель "Америго Веспуччи".

А теперь об основных итогах XIII Чемпионата мира по стендовому судомоделизму.

Страна Количество моделей Медали Всего медалей
золото серебро бронза
Китай 23 16 2 4 22
Беларусь 29 9 9 7 25
Украина 15 8 5 1 14
Польша 31 5 8 11 24
Италия 11 4 3 2 9
Чехия 14 3 2 8 13
Румыния 30 2 9 13 24
Франция 10 1 5 3 9
Узбекистан 8 1 4 3 8
Германия 7 1 4 2 7
Россия 6 1 1 3 5
Голландия 1 1 0 0 1
Болгария 26 0 14 11 25
Хорватия 17 0 5 8 13
Сербия 5 0 0 0 0

Больше всего медалей чемпионата завоевали сборные Беларуси и Болгарии. На счету каждой из них - 25 наград различного достоинства! В неофициальном командном зачете по количеству золотых медалей с большим отрывом лидировали китайцы (16 наград). Второе место с 9-ю золотыми медалями заняла команда Беларуси, на одно "золото" опередив сборную Украины. Россияне увезли домой 1 золотую, 1 серебряную и 3 бронзовые награды.
Конечно, уверенную победу китайских спортсменов можно целиком списать на завидное национальное упорство. Но не стоит забывать и о том, что в Китае технические виды спорта финансируются государством наравне с олимпийскими. Так что трем славянским сестрам есть еще чему поучиться у своего восточного соседа…

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld