Обзор радиоуправляемой модели самолета Kyosho 40 Trainer Calmato

Решив недавно попробовать себя в авиамоделизме, автор с удивлением обнаружил, что, несмотря на обилие статей в интернете, нет практически ни одной, которая была бы написана новичком для новичков. На взгляд автора, такая статья, по сравнению со статьями, написанными опытными моделистами, должна дать более полное представление, о том, с чем придется столкнуться человеку, пожелавшему впервые заняться авиамоделизмом, т.к. взгляд новичка не затуманен предрассудками, опытом и правилами. То, что для опытного моделиста является очевидным, для новичка зачастую оказывается странным и непонятным.

001

Все, что будет изложено ниже, основывается исключительно на личном опыте автора – человека, который до того, как увлечься моделизмом весной этого года, никак с ним связан не был.

С чего начать?

Для того чтобы начать, вам, прежде всего, потребуется аппаратура управления и авиасимулятор. Если относительно аппаратуры другого мнения быть не может, то относительно симулятора кто-то может сказать, что он не обязателен. Наверное, симулятор может быть не обязательным для начинающего авиамоделиста, так же как инструктор по прыжкам с парашютом для начинающего парашютиста. Можно взять самоучитель и попробовать в гордом одиночестве. Думаю, результат подобного поступка очевиден. Поверьте опыту многих: самостоятельно без помощи либо опытного помощника, либо высококачественных технических средств научиться летать практически невозможно. Следует, правда, отметить, что авиамодельные технологии не стоят на месте и появились модели из практически «не убиваемых» материалов, например ЕРР пенопласта. Однако, по-моему, кардинальным образом это не меняет положение, т.к. и эти модели не вечны, да и найти полчаса вечером, чтобы потренироваться на симуляторе значительно проще и главное эффективнее, чем выезжать на поле хотя бы трижды в неделю и там учиться на своих ошибках.

002

Решено. Приобретена аппаратура (Sanwa VG-6000) и симулятор (Reflex XTR). Следующие месяц–полтора вечера проходят за тренировками, дабы количество взлетов не превосходило количество посадок. Данный показатель является наиболее полезным для принятия решения о переходе к реальным полетам, так как сохранить модель целой помогут не фигуры пилотажа, а умение посадить самолет без серьезных повреждений. Наконец, 20 последних взлетов подряд закончились удовлетворительным приземлением, и можно подумать о покупке модели.

Выбираем модель

Очевидно, что выбирать следует модель аналогичную той, на которой вы тренировались, т.е. того же класса и типа. После непродолжительных раздумий я для себя выбрал тренер 40 класса с ДВС. Почему ДВС и почему 40 класс, это весьма сложный вопрос и ответ на него может растянутся в отдельную статью. Вкратце можно резюмировать, что такая модель достаточно велика, чтобы устойчиво летать в несильный ветер и, что важно для автора, достаточно похожа на настоящий самолет, как видом, так и шумом (да не закидают меня камнями профи).

Изучая предложения магазинов, своей аннотацией привлекла внимание модель Kyosho 40 Trainer Calmato. Помимо стандартного перечисления достоинств большого тренера с верхним V-образным крылом там написано следующее: «Почти все компоненты пресобраны на заводе. Устраняет все сложности сборки благодаря высокому качеству деталей». И далее: «Для соединения половинок крыла не требуется эпоксидная смола, все тяги и кабанчики уже установлены, отсек двигателя покрыт краской, стойкой к топливу, проложены топливные магистрали». Из этих фраз становится ясно главное – производитель взял на себя максимум возможных хлопот по сборке модели, оставив начинающему моделисту только минимум завершающих операций.

На мой взгляд, такая комплектация модели является наиболее подходящей для новичка: есть возможность завершить сборку модели - почувствовать себя моделистом, и максимально скоро подняться в воздух. При этом производителем минимизирована возможность испортить заготовки и превратить их в дрова по неумению, как на стадии сборки, так и при первом пробном полете.

003

Помимо прочего, модель комплектуется двигателем, что также весьма удобно. Во-первых, хочется верить,
что производитель может подобрать двигатель для своего изделия максимально грамотно; во-вторых, даже если это не так, начинающий моделист все равно будет выбирать двигатель не самостоятельно, а глазами и личными преференциями продавца в магазине. Таким образом, укомплектовав модель двигателем, производитель гуманно лишает начинающего авиамоделиста тяжких мук выбора силового агрегата.

Итак, докупив Kyosho 40 Trainer Calmato к уже имеющемуся комплекту аппаратуры можно получить практически полный комплект для полетов. Почему практически? Потому что, придется еще купить топливо, накал на свечу (Protech Glow Start Set), насос для топлива (Protech Hand Crank Fuel Pump) и стартер (Protech 12V Starter .60 17kg). Профессионалы могут поспорить относительно двух последних позиций, назвав эти покупки неоправданной тратой довольно приличных денег. Однако, с точки зрения начинающего, это практически незаменимые приспособления. Насос позволит вам заправлять бак и сливать из него остатки топлива, не вынимая из самолета ни сам бак (что довольно проблематично), ни «потроха» (приемник и батарея), перекрывающие доступ к нему. Ну а стартер позволит вам как минимум сохранить пальцы от ушибов винтом, если вам удастся-таки завести мотор рукой, а как максимум будет простым и удобным способом запустить двигатель, в чем автор смог убедиться на собственном опыте.

Покупаем модель

Модель была куплена очень оперативно – была проверена лишь комплектность набора. На проверку качества комплектующих не было потрачено ни одной минуты. Во-первых, новичку, за исключением случаев откровенного брака, довольно сложно определить как сам дефект, так и его влияние на потребительские свойства; во-вторых, приобреталась модель именитого производителя, в которой «почти все компоненты пресобраны на заводе…», так что доверимся производителю.

004

Если модель приобретается лично, а не заказом через Интернет, то при покупке большая часть времени уйдет на запоминание рекомендаций, которые вам непременно будут даны хорошим продавцом, особенно если вы обмолвитесь, что эта ваша первая модель.

Итак, модель помещается в довольно большую коробку размером около 150х50х15 см. Каждая деталь корпуса упакована в отдельный пакет, крепеж расфасован по отдельным пакетикам в зависимости от назначения. С первого взгляда модель подкупает качеством и аккуратностью изготовления.

В комплект входят две инструкции - для сборки самого самолета и на двигатель. На самом деле эти инструкции больше похожи на комиксы, в которых в деталях описывается процесс сборки. Рисунки сопровождаются подписями на английском и японском языках.

В инструкции по сборке модели подписи лишь комментируют процесс. Если вы не сильны ни в одном из этих двух языков, то потеряете не много, так как в качестве дополнения к каждому рисунку присутствуют условные обозначения операций в виде пиктограмм, указывающие, например, на наличие строгого порядка сборки, либо на тип или способ крепления. В связи с этим не мешает вооружится англо-русским словарем и перевести названия операций, обозначенных этими пиктограммами.

005

Что касается инструкции к двигателю, то здесь ситуация более категоричная: либо вы сами знаете как настроить двигатель, либо вам есть с кем посоветоваться, либо придется показать знания английского на уровне «читаю и перевожу со словарем». По одним рисункам будет довольно сложно догадаться, как настроить двигатель.

Собираем модель

Собирается модель весьма просто по уже упоминавшимся выше причинам, поэтому подробно описывать все стадии не имеет смысла. Достаточно сказать, что никаких особых навыков для сборки самолета не потребуется. Подробно можно остановиться лишь на нескольких сложных моментах.

Левая и правая консоли крыла соединяются специальным элементом, (изображенным на фотографии по середине), который вставляется в специальные пазы. В месте соединения консоли предварительно промазываются ПВА. На практике процесс соединения оказался очень трудоемким. Как видно на фото, соединительный элемент имеет V-образную форму и необходимо, чтобы его излом находился строго между консолями. Однако, поскольку внутри пазы не имеют упора, ограничивающего глубину, при каждой попытке соединить обе части соединительный элемент смещался глубже то в один, то в другой паз, что приводило к тому, что в месте стыка между половинами крыла образовывался перепад в 1-1,5 мм. Потребовалось около 20 попыток, чтобы добиться приемлемого соединения.

006

Самым ответственным и сложным оказалась установка стопорных колец, фиксирующих держатели тяг в качалках. Стопорное кольцо всего порядка двух миллиметров в диаметре, а устанавливать его необходимо с заметным усилием. Если кольцо спружинит и, выскочив, улетит, то найти его будет не реально. При этом никакой альтернативы ему нет, то есть если потерять такое кольцо, то собрать модель полностью не получится. В связи с этим деталь, на которую происходит установка, лучше поместить в коробку от самолета, так что если кольцо и отскочит, то с большой вероятностью, ударившись о стенку, останется в коробке.

Наибольшей тайной окутана установка двигателя. Нигде в инструкциях к самолету не сказано, какой должен быть выкос. По словам продавца-консультанта, выкос получается сам собой путем затяжки болтов крепления рамы к модели и затяжки болтов крепления двигателя к раме, то есть он сам встает на нужное место. Такое утверждение кажется странным, так как согласно инструкции рама рассчитана на установку двигателей разного размера, да и посадочные отверстия позволяют варьировать положение силовой установки. Тем не менее, в отсутствии других инструкций, пришлось последовать единственной имеющейся рекомендации.

Обкатка двигателя

Прежде чем приступить к полетам, необходимо обкатать двигатель. Наверняка каждый опытный пилот предложит свой способ обкатки и если покопаться в интернете, то можно найти множество вариантов. Автор остановился на 15-минутной работе двигателя на холостых оборотах с последующей пятиминутной работой в разных режимах.

007

Однако прежде чем обкатать двигатель, его надо сперва запустить. На мой взгляд, этот процесс относительно прост и интуитивно понятен. Накал надевается на свечу, и затем электрическим стартером двигатель раскручивается до тех пор, пока не заведется. Правда, пред этим нужно выполнить несложные рекомендации по предварительной настройке двигателя, которые подробнейшим образом описаны в инструкции. По опыту с момента запуска стартера до запуска двигателя проходит от 1 до 5 секунд. В связи с этим возможность запуска не идеально настроенного двигателя рукой новичка кажется весьма эфемерной. После того, как двигатель запустится и прогреется, необходимо произвести окончательную настройку. Этот процесс также описан в инструкции.

Я намеренно не останавливаюсь подробно на описании процесса регулировок, так как, несмотря на то, что удалось настроить визуально нормальную работу двигателя, нет уверенности и том, что полученный результат является оптимальным.

Первый полет - комом Необходимо отметить, что первый полет автора длился всего лишь несколько минут, однако успел научить очень многому.

Во-первых, на подготовке непосредственно самолета подготовка к полету не заканчивается. Не менее важным является выбор места. Опыт первого полета показал, что новичку особенно рекомендуется поле с высокой густой травой. Даже если и произойдет падение близкое к «морковке», то, высокая трава значительно смягчит удар и, скорее всего, можно будет отделаться лишь поломкой пропеллера, как это произошло со мной.

Во-вторых, не менее важным является выбор погоды. Тот же первый полет показал, что ветер, который раньше считался легким ветерком, для модели самолета является штормовым предупреждением и поводом совершить вышеупомянутую «морковку».

Второй полет

Второй и последующие полеты довольно быстро дали представление о характере самолета. Хочется отметить, что он вполне соответствует тому, к чему можно привыкнуть, если тренироваться на симуляторе Reflex XTR на тренере Trainer 40, за одним лишь исключением: в настройках самолета следует увеличить полетный вес с установленных по умолчанию 2400 г до порядка 3000 г. При таких настройках сходство будет максимальным. В противном случае на практике вас могут неприятно удивить более высокие скорости взлета и посадки.

008

В целом полетные характеристики модели не преподнесли никаких сюрпризов, пожалуй, за исключением некоторой «грузности». Кажется, что нагрузка на крыло в снаряженном состоянии несколько больше желаемой. Несмотря на это модель уверенно набирает скорость и высоту, очень предсказуемо управляется, прощает ошибки пилотирования, включая жесткие встречи с землей.

Особенно хотелось бы отметить штатный пропеллер. Он способен выносить серьезные небрежности. После многочисленных «клевков носом» всего лишь на 1 см обломились концы, однако сам пропеллер, хоть и сильно исцарапан, но цел и исправно выполняет свои функции.

К сожалению, из-за отсутствия опыта эксплуатации других самолетов и какого-либо опыта полетов нет возможности охарактеризовать модель относительно других, но можно однозначно сказать, что она полностью оправдала ожидания автора, а именно, дала возможность почувствовать полет.

Абсолютно очевидно, что при начальном уровне пилотажного мастерства возможности модели значительно превосходят мои возможности как пилота, что позволяет надеяться на то, что пройдет еще достаточно много времени, прежде чем возникнет необходимость поменять Kyosho 40 Trainer Calmato на более продвинутую модель.

Заключение

Kyosho 40 Trainer Calmato может вполне претендовать на звание «мой первый самолет». При отсутствии каких либо серьезных недостатков, несомненными достоинствами данной модели являются простота сборки и настройки, стабильные летные характеристики, достаточно прочная конструкция и высокое качество исполнения.

Удачных полетов и мягких посадок!

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld